Бульварные романы, пьесы и журналы: откуда они взялись и так ли уж плохи
Скептически отзываясь о том или ином литературном произведении как о «бульварщине», мы порой бываем правы. Но, оказывается, понятие это не так просто, как кажется. И такие авторы, как Артур Конан Дойль, Жорж Санд, Бальзак и Жюль Верн, долгое время считались бульварными, хотя их книги так далеки от всего плоского, пошлого и приземленного. Так как же все-таки произошло появление такого «легкомысленного» жанра в литературе, и при чем здесь, собственно, бульвар?
Военный термин, причем не французский
Слово «бульвар» по своему звучанию способно обмануть нас, уверить в своем исконно французском происхождении. На самом деле слово это, хоть и пришло в наш язык из страны изысканных манер и чудесного вина, восходит к немецкому bollwerk или голландскому bulwerke. И это вовсе не улица определенного типа, а военный термин, означающий какое-либо защитное сооружение. Например, земляной вал, проходящий по границе города. Либо редут для круговой обороны от врагов. Уже позже, когда необходимость в оборонительных укреплениях отпала, практичные европейцы превращали подобные крепостные валы в улицы. Именно таким образом и появились бульвары, улицы, вдоль которых принято сажать деревья. Широкие красивые улицы очень нравились народу, гулять по ним было наслаждением и особым видом досуга. Кроме того, именно там можно было встретить различные развлечения и от души повеселиться.
Добавить в заметки чтобы посмотреть позже?Чтобы побольше правонарушений и счастливый конец
Если в том же театре «Комеди Франсез» ставили классические произведения высшей пробы, то прочие театры были не столь взыскательны и предпочитали показывать публике что-то «попроще». Ну а уж в театрах на бульварах народ предпочитал более живые, непредсказуемые сюжеты, чтобы был повод и попереживать, и посмеяться. Кстати, абсолютный рекордсмен по количеству подобных театров — бульвар дю Тампль, который еще прозвали «Бульваром преступлений». Не подумайте, что на нем совершалось рекордное количество преступлений. Просто публика любила пощекотать нервы постановками, в которых уголовный кодекс нарушался с вопиющей частотой, но злодеи все равно не могли уйти от возмездия. Именно обилие преступлений в сюжетах пьес бульварных театров и дало улице такое название.
Желтее некуда
Теперь поговорим о бульварной прессе. Ее основной целью не было рассказать читателю при помощи точных фактов о новых событиях. Главной своей задачей издатели таких газет и журналов опять же считали развлечь публику, фланирующую по бульварам, увлечь ее, шокировать. Правда при этом страдала непрестанно, громкие заявления сыпались как из рога изобилия. Люди ничего не имели против, и чтение бульварных газет стало видом приятного времяпрепровождения и очередной возможностью выбросить реальные проблемы из головы, обсуждая прочитанное. А «желтой» подобную прессу якобы назвали именно из-за качества дешевой, желтоватой бумаги, на которой подобные сенсации печатались. Но это только одна из версий.
Надо же с чего-то начинать
Популярность подобного чтива сразу дала импульс к действию для людей предприимчивых. Так, в подвале желтых газетных полос, то есть в нижней части, дальновидные писатели, желающие славы и денег, стали публиковать свои новые произведения. Сюжет в них, как правило, был захватывающим, публика не могла дождаться следующего номера, чтобы узнать, что будет дальше с полюбившимися героями. Критики сколько угодно могли в пух и прах разносить подобные романы, но народ обожал их, а авторы богатели на глазах. Словом, такой способ заработка хоть и мог осуждаться, но был реален и являлся неплохим стартом для начинающих. Многие авторы, например, Бальзак, Жорж Санд и даже Конан Дойль начинали с этого.
Кстати, обожаемый во всем мире Шерлок Холмс был написан именно с целью неплохо заработать и немного развлечься. Высшей же ступенью своего творчества Конан Дойль считал исторические романы и вряд ли ожидал, что прославят его именно произведения о гениальном сыщике.
Вряд ли у кого-то повернется язык назвать вышеперечисленных авторов бульварными. И все же их какое-то время считали таковыми. Но время, как обычно, расставило все по местам. Интересно, будут ли люди через сто или двести лет вспоминать хоть кого-то из сегодняшних авторов развлекательного жанра? Станет ли кто-то из них классиком, или слово «бульварщина» станет их главной характеристикой? Мы не знаем.